Пауль Шойрих: скульптор движения, пластики и фарфора Имя Пауля Шойриха (Paul Scheurich, 1883–1945) стоит в ряду тех редких художников, которым удалось соединить графику, театр и фарфор в единое искусство. Его работы для Мейсенской мануфактуры (Meissen) и KPM Berlin — это не просто декоративные фигурки, а сцены, застывшие в момент вдохновения. Каждая из них хранит дыхание эпохи — от «Русских сезонов» Дягилева до эстетики бидермейера, от античных мифов до театра и оперы.
От графики к фарфору: начало сотрудничества с Meissen
Сотрудничество Шойриха с Мейсеном началось в 1918 году, когда Макс Адольф Пфайффер, новый директор мануфактуры, заключил с ним договор, обязывающий художника предоставлять все свои модели и эскизы в первую очередь Meissen. Шойрих получил право на отливку отдельных бронзовых экземпляров и процент от продаж. Это стало началом одного из самых ярких и плодотворных союзов в истории европейского фарфора. # КПМ — Дафна и Аполлон На осенней выставке Берлинского сецессиона 1917 года Шойрих представил три гипсовые модели, включая Аполлона и Дафну. Мейсен отказался от покупки, и в 1918 году фигурки были приобретены берлинской мануфактурой KPM. Первые фарфоровые экземпляры изготовлены в феврале 1918 года и производятся до сих пор. ## Пауль Шойрих и его работы для Мейсенской мануфактуры ### Русский балет Самые ранние модели Пауля Шойриха для Мейсенской фарфоровой мануфактуры были вдохновлены персонажами балета **«Карнавал»**, неоднократно поставленного в Берлине в период с 1910 по 1912 год легендарным **«Русским сезоном» Сергея Дягилева**. В начале 1910-х годов труппа Дягилева вызвала мощную волну культурного интереса в Германии, вдохновив многих художников, включая Шойриха. Фигурки изображают Пьеро, Эвсебиуса, Эстреллу, Кьярину, Арлекина и Коломбину. Высота фигур — от 18 до 28 см. Подглазурная синяя маркировка в виде скрещенных мечей; выгравированы номера моделей D283–D287. ### Фокин (Паяц) Фигура Паяца близка к Арлекину из группы «Арлекин и Коломбина», но была задумана независимо. В письме Мейсенской мануфактуре Шойрих писал: *«Арлекин близок к завершению — думаю, что смогу отправить его в августе».* Гипсовая модель была отправлена в сентябре 1918 года и куплена мануфактурой за 1250 марок. Первая фарфоровая версия продана в ноябре 1919 года. Несмотря на восторг директора Макса Адольфа Пфайффера, «Паяц» не стал столь популярным, как ранние балетные фигурки — с 1919 по 1924 годы было реализовано около 100 экземпляров. ### Часы В начале 1918 года Макс Адольф Пфайффер заключил с Паулем Шойрихом договор, обязывающий художника предоставлять все фарфоровые модели в первую очередь Мейсену. Взамен Шойрих получал не только оплату, но и процент с продаж, а также право создавать бронзовые версии для личного пользования. Модель корпуса часов, завершённая около 1915 года, была приобретена мануфактурой в августе 1919 года за 3500 рейхсмарок. К 1920 году вышла фарфоровая версия, расписанная по эскизу Шойриха. К 1931 году было продано 85 экземпляров. Путти, поддерживающие циферблат, изображают мальчика и девочку в зеркальных позах, но без строгой симметрии — именно это придаёт модели живость. ### Дэнди и дама Профессиональная графическая подготовка Шойриха проявилась в скрупулёзной проработке деталей обеих фигур — мужчины и женщины в стиле бидермейер. Прототипом денди стал персонаж из иллюстраций Шойриха к роману Жана Поля «Доктор Катценбергер Бадрайзе» (1912). Модель денди была представлена Мейсену в 1916 году, но воплощена в фарфоре лишь в 1919-м. По просьбе мануфактуры Шойрих создал и сопутствующую фигурку дамы. Обе модели стоили 3000 рейхсмарок, первые расписные версии были готовы в мае 1919 года. ### Дама с мавренком Эта модель была заказана Норой Ноэми Аллатини, урожденной Мейер Коэн (1889–1954), дочерью берлинского банкира. Гипсовая модель выставлялась на Осенней выставке Берлинского сецессиона 1917 года. Мейсен не смог приобрести её из-за частного заказа, что стало одной из причин заключения контракта с Шойрихом в 1918 году. В 1918 году было изготовлено три экземпляра: для Аллатини, мануфактуры и самого Шойриха. Первый экземпляр ныне хранится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. В 1927 году Пфайффер добился права на выпуск модели, заплатив Аллатини (уже миссис Боббинс) 3000 рейхсмарок, половина которых досталась Шойриху. К 1931 году было продано 13 экземпляров. ### Дама с мавром Шойрих создал группу в 1919 году под впечатлением от оперы Рихарда Штрауса *«Кавалер розы»*. Модель была доставлена в августе 1919 года и куплена за 2500 рейхсмарок. В начале 1920 года Шойрих разработал три варианта росписи, наиболее распространённым стал кораллово-красный. Группа продавалась исключительно в цветном виде и пользовалась популярностью — продано 227 экземпляров. ### Венера Гипсовая модель Венеры экспонировалась на выставке Берлинского сецессиона 1920 года. Мейсен приобрёл её 11 июня 1920 года за 5000 рейхсмарок. Первая фигурка была продана в августе 1921 года, а к 1931 году — 130 экземпляров. ### Диана Модель «Сидящей Дианы» впервые представлена на выставке Берлинского сецессиона 1920 года и вскоре куплена Мейсеном за 9000 рейхсмарок. Первая продажа состоялась в ноябре 1921 года, всего к 1931 году — 115 экземпляров. ### Пастух (Палочник) Работа создана в 1918–1919 годах, выставлена весной 1919 года в Академии искусств в Берлине и куплена Мейсеном за 1500 ринггитов. Первые фарфоровые версии появились в 1920 году, первая продажа — в октябре того же года. К 1933 году реализовано около 160 фигурок. ### Нелуско Эта фигурка изображает Нелуско из оперы Джакомо Мейербера *«L’Africaine»*. Модель была предложена мануфактуре женой Шойриха в 1924 году, когда он болел. Производство началось в 1926 году. Первые цветные экземпляры появились в 1929 году; к 1945 году продано всего восемь фигурок. ### Испанка Фигурка танцовщицы создана в 1931 году, приобретена Мейсеном за 1779,70 рейхсмарок. Сопутствующая модель была доставлена в 1932 году. После ухода Пфайффера из мануфактуры Шойрих отказался разрабатывать окраску, и модели оставались белыми до 1937 года, когда их окрасил новый директор Мюллер фон Бачко. ### Турецкая пара После болезни Шойрих вернулся к работе в 1928 году и завершил модель «Турецкой пары на лошадях» в 1930-м. Мейсен приобрёл её за 2800 ринггитов. Первое изделие расписано в 1931 году, к 1944 году выпущено 11 экземпляров. Эта модель получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже 1937 года. ### Падающая с коня Модель завершена в 1932 году и доставлена в Мейсен в апреле 1933-го за 2500 рейхсмарок. Производство было временно прекращено из-за «соображений приличия», но возобновлено в 1937 году, после назначения Мюллера фон Бачко директором. Группа получила Гран-при в Париже 1937 года. К 1945 году выпущено 17 экземпляров. ### Амазонка Мануфактура выплачивала Шойриху гонорар за модель по частям начиная с 1930 года. Готовая модель доставлена в феврале 1932-го, производство началось в 1933-м. Шойрих настоял, чтобы модель осталась белой. В 1937 году «Амазонка» была представлена на Всемирной выставке в Париже и получила Гран-при, но популярности не приобрела — к 1945 году выпущено всего 11 экземпляров. ### Европа и бык Работа над группой началась не позднее 1930 года, но из-за других проектов модель была доставлена в Мейсен лишь в марте 1932 года. Шойрих получил за неё 3200 рейхсмарок. Производство фарфора началось с 1934 года, к 1940 году у дилеров было всего три экземпляра. ## --- Рождение красоты (Geburt der Schönheit) — большой столовый центр для KPM
В конце 1930-х — начале 1940-х Пауль Шойрих разработал для берлинской мануфактуры KPM монументальный тафельный центр под общей темой «Рождение красоты» — ансамбль, навеянный античной легендой о рождении Венеры. Композиция проектировалась как модульный гарнитур: тритоны, нереиды, путти на дельфинах, сидящие нимфы и группы с морскими существами образуют разбитую на отдельные фарфоровые фигуры «морскую сцену», предназначенную для роскошной столовой композиции. Скульптурная композиция "Рождение красавицы": в 1940 - 1942 г.г. скульптор профессор Пауль Шойрих (Paul Scheurich, 1883-1945 гг.) создал для Королевской фароровой мануфактуры (Königliche Porzellan-Manufaktur - KPM Berlin) скульптурную композицию «Рождение красавицы», состоящую из 18 отдельных предметов. Идея создания основана на мифе о Афродите Анадиомене (др.-греч. Αφροδίτη Αναδυομένη, «выныривающая, выходящая из моря») — эпитете богини Афродиты, рождающейся из морской пены и выходящей на сушу. По замыслу архитектора к центральной фигуре, которая, к сожалению, так и не была создана, к Афродите, выходящей из моря, Тритоны и Нереиды (греческие морские божества) подносят драгоценные дары моря жемчужины и кораллы.
Важно: проект «Рождение красоты» использовался и после войны — в каталогах встречаются экземпляры производства KPM 1940-х—1950-х годов; в архивах и в недавних торгах фигурируют отдельные элементы гарнитура (например, тритон в волнах). Неполнота комплекта / центральная статуэтка. В источниках отмечается, что большинство сохранившихся наборов не содержит «главной» центральной фигуры (центральной Венеры), а комплекты часто представлены частично (13 из 15 пластик). Существуют исследования и публикации, посвящённые проблематике замысла, заказов и реализаций этого большого проекта, где подчёркивается, что ансамбль реализовывался по-частям и в различных вариантах, а «основная» центральная статуэтка либо не была серийно произведена, либо не сохранилась в широком обращении. Фигурка «Прибой» — примечание В некоторых частных публикациях и устных источниках циркулирует утверждение, что у Шойриха есть отдельная фигурка под названием «Прибой» и что в ней он изобразил самого себя. Наследие мастера
Работы Пауля Шойриха — это поэзия в фарфоре. Он не просто изображал человека, он создавал мир пластики и света, где жест, взгляд и изгиб линии становятся рассказом. От его «Дамы с мавром» до «Европы и быка» — всё это сцены одного большого спектакля, где художник остаётся режиссёром красоты.
|
|